Вернуться назад

Интервью Тахира Базарова

29-09-2015

Имя Тахира Базарова - председателя экспертного совета Российского психологического общества, научного руководителя Института практической психологии Высшей школы экономики, доктора психологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова – хорошо известно в России. А для томской школы подготовки профессиональных менеджеров это имя имеет особое значение. Тахир Базаров – давний друг Томска. Сначала при поддержке профессора впервые в Томске появился проект «Управление талантами», в 2014 году Тахир Юсупович стал главным редактором уникального учебного пособия «Эффективный менеджмент: практикум». А теперь новый томский проект - создание Корпоративного университета управления Администрации Томской области – осуществляется опять же при поддержке профессора Базарова. Он всегда готов поделиться с сегодняшними управленцами своими знаниями и идеями. Мы беседуем с гостем в Томске.

 

- КОРР : Тахир Юсупович, как так получилось, что Вы стали главным редактором томского учебного пособия «Эффективный менеджмент: практикум» ?

- Базаров Т.Ю.: Конечно, то, что я стал главным редактором этого уникального учебного пособия – событие уникальное. Дело в том, что наш авторский коллектив родился интересно - в рамках научно-исследовательской работы администрации Томской области по отработке современных кадровых технологий в органах власти. Как обычно бывает? Есть люди – доки в каком – то определенном деле. В один прекрасный момент они решают – а давайте-ка напишем книгу. Каждый в чем-то специализируется, и вместе получают общий результат. Это одна парадигма. А у нас была совсем другая - никто не собирался изначально ничего писать! Даже идеи такой 7 лет назад не было, и цель такая не ставилась. Идея была совсем в другом – создать в Томске профессиональное сообщество бизнес-тренеров для подготовки управленцев, попробовать отточить мастерство, сделать совершенными свои умения в области проведения семинаров-тренингов. Для этого мы и командировали в Томск директора Института практической психологии Высшей школы экономики Базарову Гули.

- Тогда и появился первый проект «Управление талантами»?

- Да, так мы его и назвали. С этого проекта все и началось. Ни больше, ни меньше - управление талантами! Мы с Татьяной Минеевой (в то время заместитель председателя комитета по управлению государственной гражданской службой Департамента государственной гражданской службы Администрации Томской области) решили, что в основе программы талантов будет управленческая тематика. Мы хотели научиться выявлять лучших именно в области управления. И почти сразу стало понятно – просто выявлять таланты – бессмысленно, нужно их направлять, раскрывать потенциал, развивать. Тогда в результате конкурсного отбора сформировали команду, распределив естественным образом дисциплины менеджмента – одного из бизнес-тренеров интересовало целеполагание, другого – мотивация, третьего - управление временем. Соединив все разделы вместе, получили программу повышения квалификации «Эффективный менеджмент». В 2008 году началось обучение по программе государственных гражданских служащих и выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров.Появились рабочие тетради, а потом и тексты, которые так и просились быть «увековеченными». Естественность книги «Эффективный менеджмент: практикум» в том, что она не искусственная. Книга родилась как-то очень закономерно и без всякого напряжения, как результат отрефлексированного опыта. А ведь самый лучший опыт – это тот, который выкристаллизовывается в реальной практике, в данном случае в программах подготовки. Но есть еще один аспект, благодаря которому рождаются книги. Всегда есть кто-то, кто делает возможность реальностью. В нашем случае это был А.В.Зеленцов. Именно его заинтересованность и энергия оказались важнейшими факторами реализации данного проекта.

-Какая основная идея была у главного редактора?

-Совместное творчество – это всегда некая возможность. Конечно, все творческие люди, чаще всего, являются индивидуалистами. Но в командной работе происходят удивительные вещи. Авторы начинают дополнять друг друга. Все наши бизнес-тренеры при работе над книгой превратились в совместно-творческую команду. Можно сказать и по –другому: команда стала автором книги. Ничего бы не получилось, если бы команда не собралась и не стала обсуждать контуры желаемого будущего. Изначально у каждого была «своя грядка», но, собравшись вместе, возник синергетический эффект: все вдруг начали с интересом смотреть – каждый на соседнюю, стали друг у друга учиться. Это был ключевой момент – у нас получился командный результат. Причинно-следственные связи можно по-разному рассматривать, но сила идеи так проявилась, что даже те, кто, казалось бы, должны были быть ортогональны к коллективу авторов, например, рецензенты, находящиеся в другом пространстве, также прониклись текстом. Мы получили продукт уникальный, который объединяет и авторов, и рецензентов, и тех, для кого эта книга предназначена. Ведь именно слушатели программы помогли дополнить учебный курс материалом. Люди приходили учиться эффективному менеджменту с багажом своего опыта, и каждый бизнес-тренинг превращался в результате в нечто индивидуально-уникальное.

- Кто конкретно вошел в команду проекта подготовки книги ?

- Непосредственное участие в процессе подготовки книги принимали руководители Департамента государственной гражданской службы, коллектив Томского регионального ресурсного центра, бизнес-тренеры, рецензенты, редакторы, художник-оформитель. Работы было очень много, так как «на берегу» никто точно не знал, каким будет результат. С одной стороны, авторы писали модули на вечные темы менеджмента, с другой - каждый обозначил свое «Я», попытался на «человеческом» доступном языке практика рассказать о глобальных вещах. Если посмотреть внимательно - структура каждой главы очень специфична. В каждой главе дан небольшой теоретический материал, основные понятия, обязательно со ссылками на серьезных теоретиков, а далее - разворот темы в виде идеи тренинга на практических примерах, с задачами и кейсами.

- И иллюстрации имели особое значение?

- Иллюстрации действительно стали особенностью нашего учебного пособия - подлинно авторская работа П.С.Колобова. Признаюсь, что все рисунки я получил в одном файле. Они были восхитительны, но самое главное, - у меня не было практически никаких проблем идентифицировать, к какой главе книги относился каждый из них. Надеюсь, всем понятно, какого уровня профессионал их сотворил. Иллюстрацию к каждой главе можно рассматривать как самостоятельный кейс к теоретическому курсу. Это особенно важно для современного восприятия. Я вижу это на примере моих студентов. Дать молодежи кейс – учебную задачу, значит, научить наблюдать и мыслить, это равносильно тому, чтобы дать возможность обсуждать теорию в ходе практических занятий. Сегодня молодые люди «живут» короткими текстами и картинками. Если они даже выучили эпиграф из учебника в качестве домашнего задания, это уже хорошо!), на «троечку». Если попробуют «развернуть» эпиграф, уже попадут в содержание. А если еще и картинку увидят, то начнут рассуждать, восприятие текста станет эмоциональным. Так и в нашем случае. Хорошо, когда человек с помощью тренера в ходе обучения, получает материал о самом себе. Если я плохо знаю свои сильные и слабые стороны, то как я могу быть управленцем? Ведь как только человек осознает невозможность решить задачу, он переходит в состояние фрустрации, а в результате становится агрессивным, и остановить его порой становится невозможно. Поэтому и важно научить менеджера управлять самим собой. Это требует обсуждения, одной теорией тут не обойдешься. Только в ходе командной работы преодолеваются личностные барьеры. Сегодня не просто важны знания, рациональная часть обучения, но и эмоции, иррациональная составляющая, что часто становится ключом к решению задачи. А достижение результата с наименьшими затратами – это и есть эффективность. Сегодня мы говорим об эффективном менеджере как о человеке, который достигает цели с наименьшими затратами своей энергии и ресурсов, находящихся в его распоряжении.

- Вы бы рекомендовали книгу не только госслужащим и руководителям, а более широкой аудитории?

- Конечно, я бы посоветовал эту версию сделать большим тиражом и распространить по библиотекам учебным заведений. В 16-ти библиотеках, насколько я знаю, «Эффективный менеджмент: практикум» уже есть, но этого недостаточно. Если говорить в общем, то эффективность подразумевает, как минимум два аспекта. Первый - это результативность, а второй аспект фиксирует не просто достижение результата, а достижение результата с минимальными затратами. Этого никто не отменял ни в ситуации кризиса, ни в стабильной ситуации. В нашем учебном пособие акцент именно на втором аспекте. Представьте себе, марафонца, который пробежал свои 42 км 125 метров и умер. Результат есть, но какой ценой? Нас это не устраивает. Это неэффективно. Эффективный проект всегда заканчивается не тем, что все члены команды сложили руки от бессилия и больше ни на что не способны, а получением максимума внутреннего заряда для движения вперед, для создания нового. Эффективность - всегда слагаемое из результативности и вовлеченности, эмоционального подъема, уверенности в себе. Мы знаем очень много примеров из истории и современности, когда ситуацию, казалось бы, формально или рационально изменить невозможно, кейс признают «практически нерешаемым». Но как только люди включаются в процесс, как только начинается взаимная индукция, как только появляется та самая внутренняя уверенность в том, что мы сможем это сделать, вдруг ты видишь, что сложная задача может быть решена. На это авторы обращают внимание читателя в книге, дают понять, что кроме рационально-выверенной, я бы даже сказал, технократической стороны менеджмента, всегда есть человеческая составляющая. Она же творческая и энергетическая!

Хочется сказать теплые слова томичам. Вы просто движете этот процесс дальше и дальше, с новыми идеями, новыми темами.

- Вы, наверно, имеете в виду и новый проект Томской области – создание Корпоративного университета управления администрации Томской области на базе Томского регионального ресурсного центра?

- Создание Корпоративного университета является новеллой в российской практике подготовки госслужащих. Формирование корпоративных университетов, безусловно, - тренд будущего. Томская область в очередной раз подтверждает статус одного из российских регионов-лидеров по внедрению в госуправление самых передовых практик. Давайте вспомним коротко историю создания корпоративных университетов в России с конца 1980-х годов. Маятник качался в разные стороны. Сначала качнулся в сторону недоверия к стационарным учебным заведениям – мол, не знают жизни классические учебные заведения, оторваны от нее. Потом появилась другая крайность – создание корпорациями своих «университетов». Но и тут появилось разочарование – варимся в собственном соку. Затем новоявленным трендом стало создание при факультетах известных ВУЗов подразделений с участием корпораций. Принцип объединения звучал просто и понятно: с корпорации слушатели и материально-техническое обеспечение, с ВУЗа – качественное знание, адаптированное под нужды ключевого инвестора. Сейчас же речь идет совершенно о другом – о создании новой площадки, где процесс обучения является постоянным, где формируются ценности корпорации, где личность обучаемого «преображается» для развития новых компетенций. В корпоративном университете управления будет важно создать саморазвивающуюся экспертную систему, основанную на принципе: объединим сильные стороны государства, науки и бизнеса! Нужны условия, чтобы люди, члены корпорации власти (в данном случае), вовлекались в общий процесс, чтобы обучение было взаимным. Менеджмент сегодня – это совместное творчество. Никто сегодня не может просто проявлять авторитарную власть, командовать - и точка, не анализируя ситуацию, не выстраивая систему управления без обратной связи. Сегодня это невозможно, это все равно, что ездить на автомобиле с закрытыми глазами. Но самое удивительное, что нет сегодня никакого управления без совместности. Каждый человек, работающий в той или иной организации, является неотъемлемой частью реальности. Если он не поделится своим знанием с другими, картина будет искажаться, и менеджер никогда не примет правильное решение. Вы не сможете найти верный путь, если не увидите полноты картины. Сегодня не то время, когда можно отмолчаться под предлогом, что меня не спросили. А где же твоя личная ответственность перед корпорацией?

Наблюдая за происходящим в ряде субъектов РФ, я вижу, что создание корпоративного университета управления - это вызов государственному управлению. Нет пока примеров в России, чтобы субъект федерации отвечал или полагал бы, что отвечал за общий контекст, общую территориальную целостность, суверенитет, за безопасность, стабильность на некой новой основе, совершенно иначе, чем это было раньше. То есть, речь идет о потенциале, а не просто об обучении, о стратегической перспективе того, что надо делать.

- В какой форме, в Вашем понимании, должен функционировать Корпоративный университет управления администрации региона?

- Вам, томичам, остается определиться – в каком направлении будет развиваться корпоративный университет управления. Будет ли это учебный центр, где наращиваются компетенции, или инновационная площадка для формирования новых практик и методологий, которых еще не было в государственной и муниципальной службе, а возможно это будет платформой стратегического планирования? В случае стратегического планирования речь идет о том, чтобы построить систему аналитики по всем отраслям, кадрам, сферам, региональным единицам, когда мы вместе заглядываем в будущее и вместе пытаемся подготовиться к любым вариантам и событиям. Конечно, в этом случае мы становимся сильнее, успешнее и эффективнее. Главное, что профессионализм во всем этом процессе должен соединиться с ответственностью, где ты лично берешь на себя определенные обязательства.

Важность темы связана и с тем, что существует региональная специфика. Кадровая политика администрации не может быть основана на удаленном теоретическом обслуживании с точки зрения развития. Необходимо развитие непрерывное, на постоянной основе, а не наездами и вахтовым методом. Потому идея корпоративного университета управления и есть тренд будущего. Поскольку время не ждет – нужно двигаться быстро. Сегодня скорость важнее силы, а точность - важнее скорости. Сегодня побеждает не сильный, а быстрый, а из быстрых – тот, кто точен.

Я вообще считаю, что сегодня нужно ехать с дальним светом, чтобы видеть контекст будущего. При этом не слепить, конечно, тех, кто с вами рядом. Но знать – куда движемся – необходимо. Самое интересное, что этот контекст сегодня меняется молниеносно, а нам нужно уметь управлять в этой ситуации.

- Вы также говорили о важности «человеческого капитала». Сегодня это тоже приобретает дополнительный смысл?

- Если вернуться к исходному пониманию капитала, к понятию Маркса, то там ключевой вещью является самовозрастающая стоимость. Дело не в самой стоимости, а в эффекте самовозрастания через взаимную индукцию, через обретение уверенности, через профессионализацию. И именно последнее сегодня очень важно. Понимаете, есть такая особенность: профессионал всегда имеет профессиональную мораль. Этим он отличается от специалиста и от кого угодно. И если вы встречаете человека, который прекрасно делает своё дело, но он аморален, то он не является профессионалом.

Что такое менеджмент? Это профессиональное мастерство по преодолению неопределенности. События в жизни сегодня меняются как картинки в калейдоскопе. И менеджеру недостаточно восхищаться ими, нужно принимать в этот же момент решение. В этом и состоит постоянное движение. Высшее достижение менеджмента, когда ты сам этот калейдоскоп и крутишь. Если посмотреть на классическое определение управления изменениями, это перевод системы из одного стабильного состояния в другое стабильное состояние. А сегодня у нас эпоха трансформации, когда из стабильного состояния мы часто переводим систему в нестабильное состояние. Научиться управлять хаосом, неопределенностью – это совершенно другая история.

- В 2015 году Вы стали победителем XVI Национального психологического конкурса "Золотая Психея" за учебник «Психология Управление персоналом». Для Вас эта награда имеет особое значение ?

- Да, победа была в номинации «Проект года в психологическом образовании». Вы знаете, психология управления – очень интересная наука. В этой области появляется много нового, и особенно на российских примерах. Для России характерна такая ментальная особенность: сделаем скачок, потом остановимся и смотрим с изумлением – что же такое мы сделали??? Многие в мире начинают повторять за нами, а мы все стоим и размышляем - как же у нас все это получилось. И на каком- то этапе нас могут просто обогнать. Для меня «Золотая Психея» - это некий знак серьезного внимания научной общественности к области психологии управления.

Сегодня, на мой взгляд, в психологи управления очень хорошо работает «Формула 3-х В». Речь идет о таких психологических феноменах, как воображение, внимание и воля. Современному управленцу нужно развивать собственное воображение, поскольку, если его нет – не будет стратегии, не будет стратегии - ты никогда не сможешь заглянуть в будущее и тем более его сконструировать. Нужно уметь менять свои стереотипы. Следующее - это внимание. Управленец должен уметь распознавать слабые сигналы. Внимание имеет особое значение в менеджменте. Даже прессу, если она начинает громко говорить, перестают слышать. Что-то нужно давать в виде слабых сигналов для тех, кто способен их уловить. Внимание менеджера - это умение находить что-то важное и фокусироваться на этом. И еще «В» - это воля, умение переходить от размышления к действию. Нечего долго сомневаться - сделаешь или не сделаешь! Пробуй и действуй! Этот переход от размышления к действию очень важно осуществить. Можно сказать, что в ситуации неопределенности действует правило: наблюдай, учись и действуй!

- Много мнений среди теоретиков менеджмента о современных функциях управления. Какие бы Вы назвали главными на современном этапе?

- Хороший вопрос. Вы же понимаете, что все классические схемы, связанные с постановкой задачи, планированием, контролем и мотивацией, достаточно формальны. А в жизни приходится ходить по дорогам, а не по карте местности.

Я бы исходил из четырех уровней современного менеджмента:

Что касается последнего уровня, у нас всегда была лидерская страна, мы ничего не рассчитывали, ничего не считали, а вот лидер пришёл и сказал: двигаемся туда. А все собрались, пошли и дошли. И вот эта схема долгое время работала. В советское время нас приучили к администрированию, плановому ведению, но идея организации была сакральной, где-то в госплане были люди, способные решать организационные проблемы, для которых готовились технологические решения, причем мирового уровня, обратите внимание. И совсем уж небожителями были те, которые занимались управлением, сочетающим в себе и видение будущего, и лидерство. Сегодня ситуация в менеджменте такова, что в каждом субъекте в управленческой деятельности все 4 четыре уровня управления должны быть представлены. И сложность состоит в том, что аналитических прогнозных схем, освоенных управленцами, очень мало. Привлеченные эксперты тоже пробел не восполнят. Правильное решение можно принять только в процессе коммуникации, в коллективной работе. Сегодня важна мыслительная работа управленца при правильном администрировании.

- И последний вопрос. Что самое важное сегодня для успешной работы любой команды?

- Я бы назвал 3 составляющих успеха: вовлеченность каждого участника, умение работать в команде и кросс-функциональный менеджмент. Что я имею в виду? Приведу такой пример. В одном из английских университетов решили понять феномен «Летучего голландца», распознать в ходе экспериментальных испытаний, в чем его секрет молниеносности викингов? Почему вдруг судно, простейшее по всем описаниям, без всяких двигателей, на парусной основе, достигало удивительных скоростей? В ходе исследования выяснилось много необычного: и способ обработки древесины (до сих пор эти сосны есть в Норвегии), и удивительная вещь - парус, сотканный из шерсти (шерсть ведь впитывает влагу). Моделируя в современных условиях «боевой корабль викингов», исследователям практически удалось воспользоваться всеми догадками, которые у них возникали в процессе работы. Даже в Норвегии были обнаружены овцы, шерсть которых обладает водоотталкивающим эффектом. Но самая сложная задача состояла в том, чтобы смоделировать организационную сторону работы экипажа. После расшифровки сохранившихся гравюр выяснилось, в чем состоял ключевой успех «Летучего голландца». Изображенные в рисунках люди, не просто так сидят в челноке. Они держат каждый свою бечёвку от конкретной части паруса! Понимаете, командная работа – это когда каждый из нас отвечает за свой кусочек паруса и пытается именно его наполнить наибольшей энергией для скорости. А что делает лидер? Ему остается следить за направлением движения и дирижировать.

 

 

Благодарим за содействие информационное агентство "РИА Томск" и телекомпанию "Томское время"

 

Оксана Макеева

ОГБУ «Томский региональный ресурсный центр». 2015 г.